irene_glotova (irene_glotova) wrote in nomado_project,
irene_glotova
irene_glotova
nomado_project

О знаниях и философии

Сократ, Эзоп, Прохожий. О мудрости и философии *

сократ


Сократ: Скажи мне Эзоп, что такое философия? Наука какая, может просто разговоры о жизни или еще что-нибудь?
Эзоп: Хороший вопрос Сократ ты задаешь. Я бывало тоже, не раз задумывался над этим, да не к чему ясному для себя так и не пришел и ведь не раз слыхал, когда не только про тех кто действительно философствует, но и про других людей, случись им отвлечься от повседневных дел и поболтать о том о сем и если кто из них начнет вдруг рассуждать о счастье, о боге, как устроен мир, и о других подобных вещах как тут же от его собеседника можно услышать «ну ладно, расфилософствовался тут».
Выходит Сократ многие люди философствуют, одни постоянно, другие от случая к случаю, третий же может, раз - другой за всю жизнь задумается о таких вещах.
Сократ: Раз каждый в этом вопросе может разобраться давай вон хоть у того прохожего спросим похоже он не слишком торопиться…
Сократ: Здравствуй мил человек , меня вот зовут Сократом его Эзоп, а как нам тебя называть?

Прохожий: Все зовут меня ( Прохожий из фильма ………. )
не скажешь нам с Эзопом ответ на вопрос, который нас с ним очень интересует?
Прохожий: Спрашивайте, если знаю отчего -ж не ответить -то?
Сократ: Скажи нам, каких людей принято называть философами
Прохожий: Думаю людей знающих и мудрых
Сократ: а знающие и мудрые это разные люди или нет? Ведь знающий может знать, если он врач, какое лекарство при какой болезни дать , ежели он плотник он знает какой корабль из какого дерева строить. Этих людей ты тоже называешь философами?
Прохожий : Нет, наверное, философами мы назовем только мудрецов.

Сократ: А разве мудрецы мудры не благодаря знанию о чем либо, или ты думаешь можно стать мудрым ничего не зная?
Прохожий : Нет, не получиться быть мудрым если ничего не знаешь.
Сократ: Выходит и те и другие что-то да знают, тем не менее одних ты уже перестал считать философами. Давай я тебя спрошу по другому: благодаря какому такому знанию мудреца называют мудрецом?
Прохожий: Я бы сказал, что он жизнь прожил, людей узнал, может дать про жизнь совет толковый.

Сократ: Так что же у нас выходит : что мудрец это человек умудренный годами, знающий жизнь и хороший в ней советчик. Получается, что он и есть философ.
Прохожий : Вроде так, но философ мне кажется, не равен мудрецу, это что- то другое, а что уловить не могу.

Эзоп: Обожди Сократ, похоже, разница здесь все же есть: мудрец он не рассуждает как философ, он уже мудр, он не ищет истину, а уже знает ее, не зря народ про такого говорит: умудренный жизнью. Так например мудр был Перикл в управлении государством, когда спорил с полководцем Толмидом, который хотел развязать опасную для Афин войну . Помнишь как он сказал : «Ты не хочешь послушаться Перикла, Толмид? Пусть так! Но ты, по крайней мере, не ошибешься, если доверишься и подождешь самого умного советника — время». И именно время показало, как был прав Перикл. Вспомни, как тогда народ подивился его мудрому предложению взять в советники время, ведь действительно, с временем спорить невозможно.
Сократ: Что ж, с мудрецом, похоже мы разобрались, а вот кто такой философ так и не определили, все ходим вокруг да около.
Эзоп : Дорогу осилит идущий, говорят знающие люди, пока Сократ ты все нас спрашиваешь, А нам помочь в таком деле не хочешь. Сам то , что думаешь по этому поводу.
Сократ: Сам я ответа тоже не знаю, а вот что об этом думают другие я вам расскажу, а дальше решим что делать
Расскажу- ка я Вам об одной встрече, случилась она этой весной,
Это была женщина, врач и приезжала в Афины издалека, так вот она рассказывала, что душу человека создает человеческий мозг, а все тело человека называла организмом природы.
Сократ, говорила она мне, то что ты знаешь под словом «Я», это и есть начало души.
В основе образа «Я» лежит физическое ощущение организмом самого себя. Его действительности. И Это отражение возникает в голове, в человеческом мозге. Так вот этот образ «Я» есть самостоятельный образ и может делать так, что перестанет обращать внимание на сигналы организма о боли, о жажде, и на другое подобное, и тогда этот образ «Я» или Душа начинает просто перебирать мысли о мире или информацию саму по себе. Именно в этот момент душа освобождается от потребностей и получает опыт свободы. Она как маленькое дитя, только без физического тела, ее оболочка можно сказать это сгусток мыслей и представлений о мире. Она может начать мыслить о чем хочет, может представлять себе любые картины мира, захочет, поместит в них себя со своим телом, а захочет и без него, стоит ей пожелать и можно ощутить себя богом – предела нет. Это и есть истинная свобода. И тут возникает удивление и благоговение, она- Душа чувствует себя, но кто она, она не знает. Она понимает, что живет в теле, но может обходиться без него. Душа чувствует, что она может становиться сама собой, но что стоит за этим словом она не понимает. И понимая свою абсолютную свободу мышления, начинает спрашивать себя и искать ответы.
И именно эта полная свобода ведет, к философии. Душа философствует или, что то же, рассуждает и мыслит при помощи только самих мыслей содержащихся в памяти, комбинирует их и строит из них модели мира, людских отношений, бога и много другое. Это еще называется творчеством. А сотворить можно все, поэтому и есть столько философов Фалес, Пифагор, Аристотель, у меня дома Ницше, и Гегель, и их еще есть и будет сотни и тысячи, у каждого из них своя душа совсем не похожая на другую. Можно сказать, что философий или что тоже - мнений о мироздании о свободе, душе, духе, боге столько сколько душ в мире.
Поэтому и получается что душа Фалеса Возводила все многообразие вещей к единой первостихии — воде. Душа Пифагора предположила, что в основе мира лежат числа, душа же Аристотеля помыслила, что начало это бог перводвигатель. Будда тоже был философом, пока рассуждал и мыслил о человеке. Интересна его дальнейшая судьба, в один из дней он остановился и перестал рассуждать, , комбинируя мысли он пришел к 4 истинам , что существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Стоп, сказал он сам себе, вроде это все объясняет , да, точно все так и есть, я открыл истинные отношения между людьми и этим миром и стал проповедовать это свое открытие. Люди, послушав его сказали : мы верим тебе, мы считаем что эти положения есть истина и так дело обстоит на самом деле. И эти твои представления станут нашими убеждениями и мы будем следовать им. Так из философии возникла вера и религия Буддизм. Вот и новое сложное понятие об окружающем мире, ну и что, что оно возможно не верно отражает действительность. Это чистое создание варианта действительности путем комбинирования понятий и мыслей с помощью простого мышления. И это может случиться с каждым, если он начнет мыслить об отвлеченных от буквальной действительности вещах : не о том, как построить мост или где дешевле купить товар, а о том есть ли бог, и конечен ли мир, и бессмертна ли душа.
Но знай Сократ философ перестает быть философом когда прекращает общаться только со своею душой, которая сама себя спрашивает и сама себе отвечает , а устремляет свой взор на реальный мир вокруг себя, на окружающую действительность и перестает ее только мыслить, а начинает ее исследовать и ставить опыты, взвешивать, измерять, и в этот момент он по справедливости должен называться ученым.
Он не творит модели мира, он изучает сам мир, таков каков он есть, действительность не сотворишь, ее можно только изучить и понять. Если он изучает устройство самого окружающего мира он ученый физик, если исследует реально существующие отношения между людьми- он изучает социологию или этику, ежели же пытается разобраться в отношениях между государствами и как они устроены- он занимается наукой политология.
Правда случается что и философия тоже угадывает и делает верные предположения как например Демокрит верно предположил, что материя мира состоит из атомов, а когда это предположение подтвердилось его забрали себе физики в науку (творчество в этом вопросе закончилось).
Вот так Сократ и Выходит, что философ тот же ученый, только не исследующий мир, а рассуждающий о нем исходя только из своих личных знаний. Он делает мысленные построения о мире, о людях, о зле. Так и выходит, что у одного философа это мысли, что звезды это глаза богов и пошло рассуждение…, у другого, что они же, эти звезды, это другие миры, и дальше рассуждают что они - это отражение нашего мира значит там живут наши двойники. У третьих что звезды, это Души предков которые умирая отправляются на небо и зажигаются новыми звездами и зная это мыслят дальше, что души сперва путешествуют по космосу, а потом вновь возвращаются в мир так и совершается оборот душ в природе, ведь это может быть, ибо и природа имеет весну и осень, возрождение и смерть.
Ученый же скажет так: вижу на небе яркую точку, что это не знаю, и предполагать не буду (философа же это никогда не останавливало) , а отправлю к ней спутник который и скажет, что из себя представляет эта точка, Горяча или нет. Каков ее размер, есть ли рядом с ней нос бога коль скоро она глаз, или исходят от нее эмоции и грусть коль это душа предка. Зачем рассуждать?, надо просто измерить, замерить и увидеть с близи. Тогда то и окажется, что истинное знание получит именно ученый, который не стал строить предположения, которые могу быть какими угодно, а предпочёл просто изучить предмет, каков он есть на самом деле.
Вот что она мне поведала. Мне пока нечего добавить к этому, если вы согласны со мною тогда оставим этот вопрос, если нет, тогда будем искать лучший ответ.
Эзоп: Так какая же тогда ценность в том чтобы быть философом Сократ ?
Мир и действительность таковы, говорила мне Элис Робертс, каковы есть и это так просто, с людьми же все иначе, все сложнее, у них есть свобода воли, отсюда нет постоянных законов, как в мире природы. Люди могут издать закон и жить по нему, а спустя 20 лет отменить его и природа ничего с таким своеволием поделать не может. Люди могут сами творить себя и свое общество по своему усмотрению, т.е в какой-то мере поступать как философы, а именно каждый может мыслить и творить свое. Так все знают, что у нас в государстве правит народ, а за морем у персов правит царь и он волен по своему желанию казнить и миловать, у нас же это по закону не допускается. И что интересно и мы и они одинаково защищаем свои порядки как лучшие.
Наука же не ищет лучшего, наука просто показывает реально существующую картину мира. И именно в этом случае уместна философия и человек используя ее метод, начинает соединять мысли - то так, то этак, а потом выбирает лучшее. Так , разобравшись, что есть добро, что зло он поймет как лучше жить, как должно быть устроено государство, чтоб люди живущие в нем были счастливы. Может что верное и получиться. Если нет, поиски продолжат другие.
Эзоп : Да Сократ, вроде хорошо ты говорил. Если что найдется добавить, мы тебе обязательно скажем.
Сократ: Ну что ж друзья, осталось нам только вознести хвалу богам которые дали нам время и сил уяснить для себя столь сложное дело.
боги, дайте мне стать внутренне прекрасным! . Богатым пусть я считаю мудрого, а груд золота пусть у меня будет столько, сколько ни унести, ни увезти никому, кроме человека рассудительного. Просить ли еще о чем‑нибудь, Эзоп? Но мне, такой молитвы достаточно.
Эзоп. Присоедини и от меня ту же молитву. Ведь у друзей все общее.
Прохожий : Спасибо Вам добрые люди, что остановили меня. Сам Вас не забуду и другим поведаю, воистину не хлебом насущным жив человек, прощайте.

*диалог взят отсюда http://socrat.taba.ru/Glavnaya_/

Tags: мудрость и мудрецы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments